"Экономика. 10 - 11 классы"
Учебно-методический комплект по экономике включает:
- Учебник
- Наглядные пособия (30 цветных схем формата А4)
- Практикум (две части)
- Методические рекомендации для учителя
Такое комплексное обеспечение учебника дает возможность учителю:
- рационально организовать учебный процесс
- эффективно использовать учебное время,
- поможет учащимся успешно изучить материалы курса,
- подготовиться к ЕГЭ по обществознанию по разделу «Экономика».
Проблемы преподавания экономики в школе и их решение в новом УМК
Проблемы преподавания экономики в школе | Решение проблем в новом УМК |
Большой объем содержания при одном часе в неделю учебного времени |
|
Необходимость практической направленности учебника экономики |
|
Слабая информатизация экономического образования: интернет-практика учеников опережает интернет-практику учителей |
|
Представим подробнее каждое издание учебно-методического комплекта.
1. Г.Э.Королева, Т.В.Бурмистрова. «Экономика. 10-11 классы». Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Издание 2-е, исправленное. М., Вентана-Граф, 2013
Г.Э.Королева – учитель экономики высшей категории, старший научный сотрудник Института содержания и методов образования Российской академии образования.
Т.В.Бурмистрова - ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, кандидат экономических наук, доцент МГУ.
Авторы учли многолетний опыт преподавания экономики в школе и отразили современные научные представления о рыночной экономике. Теоретический материал охватывает основные экономические понятия базового курса экономики, систематизирует их состав и взаимосвязи. Основной текст иллюстрирован схемами, статистическими данными и диаграммами по экономике России.
Учебник содержит:
- тематические задания,
- итоговые тесты,
- тематический словарь экономических терминов,
- список рекомендованной литературы,
- Интернет-ресурсы по школьной экономике
Учебник имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с имеющимися учебниками по экономике:
- Учебник написан ясным, доступным языком, содержание изложено логически последовательно и учитывает особенности восприятия учащихся общеобразовательной школы.
- Широко применяются наглядные схемы, помогающие учащимся разобраться в сложных экономических проблемах, в изучении ключевых экономических понятий
- Приводятся примеры из российской действительности
- Статистический материал характеризует ситуацию в России в сравнении с другими странами.
- Ссылки на Интернет-ресурсы позволят учащимся самостоятельно анализировать динамику экономических показателей в России и за рубежом.
2. Королева Г.Э. Экономика. 10-11 классы. Практикум в двух частях. М., Вентана-Граф, 2013
Это иллюстрированный опорный конспект по базовому курсу школьной экономики.
Каждый раздел тетради содержит:
- краткое изложение теоретического материала,
- простые наглядные схемы и таблицы с незаполненными графами,
- задания и тесты в формате ЕГЭ,
- тематические кроссворды.
3. Королева Г.Э. Наглядные пособия по экономике.- М., Вентана-Граф, 2009
Комплект цветных схем формата А4 адресован старшеклассникам, изучающим курс экономики на общеобразовательном уровне. Схемы иллюстрируют состав и взаимосвязи по 30 ключевым понятиям микро- и макроэкономики.
Комплект поможет более эффективно использовать учебное время при объяснении нового материала, на стадии повторения и при подготовке к ЕГЭ по обществознанию.
4. Г.Э. Королева. Экономика: проектирование учебного курса: методические рекомендации. – М. : Вентана-Граф, 2010.
Пособие для учителя экономики включает:
- описание учебно-методического комплекта по экономике, цели школьного экономического образования,
- тематическое и поурочное планирование,
- вопросы контроля и оценки знаний учащихся,
- элементы содержания экономического образования,
- анализ типичных ошибок учащихся,
- ответы к заданиям, тестам и кроссвордам.
5. Г.Э.Королева. Экономика. 10-11 классы. Комплект компьютерных презентаций лекций.
Содержит 29 презентаций по микро- и макроэкономическим темам базового курса "Экономика".
Так же, как и полиграфический набор цветных схем, комплект презентаций поможет более эффективно использовать учебное время при объяснении нового материала, на стадии повторения и при подготовке к ЕГЭ по обществознанию.
Преимущество данного электронного ресурса - в использовании широких иллюстративных возможностей мультимедиа, в постепенном развертывании содержания учебного материала темы (в отличие от готовых схем, где весь материал представлен сразу).
6. Учебник по обществознанию, раздел "Экономика": Обществознание (базовый уровень) 11 кл. Воронцов А.В., Королёва Г.Э., Наумов С.А. и др./ Под ред. Бордовского Г.А. М., Вентана-Граф, 2012.
Отзывы на учебно-методический комплект
Учителя ряда городов стали применять новый учебно-методический комплект в разных форматах преподавания экономики:
- в качестве раздела в курсе "Обществознание" - "Экономическая сфера";
- в качестве самостоятельного курса "Экономика" на базовом уровне;
- в качестве переходного звена от "базы" к "профилю" в преподавании курса "Экономика" на углубленном уровне.
УМК положительно зарекомендовал себя как среди методистов, так и среди учителей экономики (обществознания).
Автором были проведены семинары для учителей в Москве, Архангельске, Челябинске, Нижнем Новгороде, Саратове, Тольятти, Ростове-на-Дону, Оренбурге. При непосредственном общении с учителями в адрес УМК были высказаны самые одобрительные отзывы.
Общие впечатления учителей и методистов об УМК могут быть переданы следующими словами:
- Более удобного, краткого, но в тоже время емкого и "по делу" учебника мне встречать не приходилось. Такое ощущение, что учебник написан грамотным учителем экономики, работающим в школе на практике и написан для учителя и ученика. (А.Мешков, методист, г. Новосибирск).
- Тот, кто взял Ваш учебник, уже не выпустит его из рук (В.Семенова, методист, г. Архангельск).
- Прекрасный базовый учебник по экономике - дети просто влюбились в него (О.Зуева, учитель ).
Отзывы из сети Интернет:
"Учебное издание - по сути новый взгляд в развитии этого учебного предмета. Этот учебник превратится для вас ценнейшим помощником в обучении."
"Что привлекает в этой учебном пособии и выделяет его на фоне других учебников по экономике для базовых классов старшей школы. Во-первых, учебник абсолютно не перегружен – он написан очень сжатым языком. Его объем – 192 стр. – делает его очень удобным в использовании. При этом все те модули, которые входят в предложенный УМК, позволяют не только дать качественный материал на базовом уровне, но и работать в профильных социально-гуманитарных классах. Во-вторых, авторы видят одной из главных целей обучение учащихся ПРАКТИЧЕСКИМ умениям и навыкам, которые пригодятся им В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ. Такой учебник станет помощником не только учителя, но и любого ученика, серьезно готовящегося к сдаче ЕГЭ по обществознанию по части «Экономическая сфера жизни»."
"Вы получите от этой книги не только полезную информацию, опыт и знания, но и огромное удовольствие, беря ее в руки."
"Сборник раздаточных материалов можно использовать и как самостоятельный элемент работы по школьному курсу экономики, но все же лучше брать его как часть УМК Г.Э. Королевой по экономике для 10-11 кл. Это наглядное пособие, состоящее из 30 цветных схем формата А4, иллюстрирующих состав и взаимосвязи ключевых экономических понятий по 30 разделам, удачно развивает идеи и подходы, заложенные в учебнике, продолженные в практикумах и методически оформленные в методическом пособии. Такое дидактическое обеспечение учебника даст возможность учителю рационально организовать учебный процесс, эффективно использовать учебное время, поможет учащимся успешно изучить материалы курса, подготовиться к ЕГЭ по обществознанию по разделу «Экономика». Эти цветные раздаточные материалы, выполненные на плотной бумаге, можно использовать как иллюстрации к изложению соответствующего учебного материала на уроке, так и для раздачи школьникам для выполнения тех или иных заданий (наверное, лучше групповых). Они продолжают линию иллюстраций, намеченную в учебнике, обильно снабженного разнообразным иллюстративным материалом, так что для учащихся, работающих по учебнику Королевой, не будет сложно воспринимать графику и логику раздаточных материалов. Единственным минусом данного комплекта является, на мой взгляд, дороговизна – наверное, эти раздаточные материалы могли бы быть и подешевле. Думаю, что обычного школьного учителя это может оттолкнуть. Однако, если покупка все же будет сделана, данные "раздатки" станут удобным подспорьем работе на уроке.